Читать дальше
Теблоевы вначале поселились в сел. Масигуат, а потом часть их выселилась в сел. Гулианта, расположенное в устье Уезуриком.
Первое село было однофамильное, жили в нем только Теблоевы, во втором селе, кроме Теблоевых, жили Гагиевы, Багаевы, Козаевы и Бестаевы.
Засеевы, прожив в сел. Фазикау некоторое время, распались на три группы, одна из которых осталась жить на месте, другая переселилась в Гужитиком и там на восточном склоне Хуыгаты-хох образовала родовое поселение Фасраг. Третья группа перешла на восточный конец Масигуатского узкого прохода и основала на левой террасе р. Джоджора сел. Бзитикау. Бзи был старший из переселившихся сюда Засеевых и его именем названо село. Итак, Засеевы в долине жили в трех однофамильных поселениях.
Хугаевы тоже после некоторого времени разделились на несколько групп. Часть их осталась жить в сел. Шасаули, а остальные расселились внутри долины. В долине Хугаевы одно село образовали в Хсарджиникоме и назвали его Хсарджин, другое село, Шеубан, они построили на левом берегу р. Джоджора, напротив сел. Шасаули, третье село, Хардисар, основали на северном склоне Рачинского хребта в двух км к востоку от села Сембули, четвертое село, Миртгаджин, построили на восточном конце Дуалтинского узкого прохода на левой древней террасе р. Джоджора. Таким образом, Хугаевы в долине занимали пять однофамильных поселений и были наиболее многочисленными.
Слановы. Один из потомком Хуыга, Слан, покинул долину и ушел в верховье р. Большой Лиахви. Там в Бртаткоме он основал родовое село Бртат; дети его стали именовать себя Сланта — Слановыми. Так образовалась эта новая фамилия из рода Мамисонца — Хуыга.
Как отмечено выше, первая из четырех новых фамилий изменилась. Это было вызвано разрастанием и расселением потомков ее родоначальника Кошой, у которого были два сына — Попо и Диакон. Потомки Диакона выселились в Кахетию (Восточная Грузия). Сыновья Попо — База, Нартых и Нани — стали жить раздельно в селе Саджилзаз, но так как здесь не хватало земли, то они вынуждены были частично расселиться внутри долины.
Баззаевы — потомки трех сыновей Базза. Они остались жить в селе Саджилзаз, а потомки четвертого его сына, Барата, выселились в Уезуриком и образовали на берегу р. Фарсагдон село Уезури. Итак, Баззаевы жили в двух селениях — Уезури и Саджилзаз. Селение Саджилзаз было центром общества, и играло важную роль в жизни населения долины. Здесь заседали сельские старейшины и принимали решения по вопросам, касающимся жизни целого общества, отдельных сел и граждан. До сих пор в народе не забывают имен прославившихся старейшин Баззаева Кибила, Наниева Мирмана, Баззаева Михела и др.
Нартикоевы — потомки двух сыновей Нартыха тоже остались жить в селе Саджилзаз, а потомки трех его сыновей перешли в Кламурайком и в устье р. Бошотикомидон, где построили сел. Суацала. Итак, Нартикоевы жили в двух селах.
Наниевы переселились из села Саджилзаз на более низкий и узкий западный конец Худисанраг, где образовали село Накрепа.
Кулуховы. Младший сын Нани, Кулых, выселился из села Накрепа в Джавское ущелье, где основал родовое село Кулыхтыкау. Там потомки его стали именовать себя Куылыхта — Кулуховыми. Так образовалась эта новая фамилия.
Чельдиевы — были вторыми поселенцами верховья бассейна р. Джоджора. Они основали село Надарбаз на северном склоне Рачинского хребта у истоков речушки Надарбаздон. Чельдиевы являются выходцами из села Згил Мамисонского ущелья, где до 1970 года жили их родичи — рвадалта.
Алборовы — поселились в селе Надарбаз после Чельдиевых. Спустя некоторое время один из Алборовых, Гака, перешел в устье Лесориком и обосновал там село, назвав его Лесор. Алборовы до переселения в бассейн р. Джоджора жили в сел. Луар Алагирского ущелья. Алборовы и Цогоевы считают себя арвадалта. Позже в верховье бассейна р. Джоджора из Северной Осетии через Дзедой-хохский и Халацай-хохский (Згил-афцаг) перевалы переселились: Гагиевы, Джусоевы, Икоевы, Качмазовы, Багаевы, Хубежовы, Кораевы, Жахоевы и Козаевы. Они заняли территорию Мидагкома, Чистского узкого прохода и верховья Кламурайкома, так как остальная часть верховья бассейна р. Джоджора уже была занята Гуларовыми, Чельдиевыми и Алборовыми.
Гагиевы и Джусоевы на западном конце Чистского узкого прохода, на древней правой террасе р. Джоджора, построили село и назвали его Стырмасиг. На этой древней террасе находились развалины большой башни, от которой и получило село свое название. Обе эти фамилии, прожив долгое время в селе Стырмасиг, распалась на группы. Одни из них остались жить на месте, а другие расселились внутри долины.
Гагиевы, как отмечено выше, разделились на группы. Одна из них перешла в Касагджиником, другая — на восточный конец Мидагкома, а третья — в село Гулианта. В первых двух пунктах Гагиевы образовали новые поселения. В первом пункте село назвали Касагджин, а во втором — Лет. Гагиевы являются выходцами из сел Слас и Тибсили Нарского ущелья, где до 1978 года жили их родичи — рвадалта.
Кораевы и Кайсиновы. Таймаз — отец Кора и Кайсина — отделился от Гагиевых в селе Стырмасиг и выселелся в село Лет. Здесь потомки Кора и Кайсина начали жить раздельно и стали именовать себя Кората — Кораевыми и Кайсинта — Кайсиновыми. Так образовались эти новые фамилии из рода Нарца Гаджи. В настоящее время некоторые из Кораевых продолжают называть себя Таймазовыми. Итак, Гагиевы, Таймазовы, Кораевы и Кайсиновы являются рвадалта.
Джусоевы поселились в селе Стырмасиг. Сюда они перешли из села Верх. Зарамаг. Джусоевы, так же как Гагиевы, распались на четыре группы. Две группы остались жить на месте, а две выселились.
Дзигоевы. Родоначальником одной из оставшихся в селе Стырмасиг групп Джусоевых был Дзигой, и потомки его стали именовать себя Дзигойта — Дзигоевыми.
Жажиевы тоже отделились от Джусоевых, но в отличие от Дзигоевых, они выселились из села Стырмасиг на левый берег реки Джоджора и у самого входа Чистского узкого прохода образовали село Кобет. Имя «Жажи» стало названием фамилии его потомков после переселения их в село Кобет.
Одна группа Джусоевых, не изменив фамилии, переселилась на южный склон Худисанраг, где в долине небольшой реки Адаг построила село Арашенда. 14 февраля 1932 г. это село было снесено снежной лавиной и оставшиеся в живых Джусоевы построили восточнее устья р. Адаг, на правом берегу р. Кламурайдон, новое село — Ногкау.
Так из рода Зарамагца Кайтмазова Бисолтана в долине образовались три новых фамилии: Джусоевы, Жажиевы и Зигоевы.
Икоевы переселились в село Стырмасиг из села Тиб Мамисонского ущелья, где до 1945 г. жили их родичи — арвадалта.
Качмазовы (они же Туриевы) построили в Мидагкоме на правом берегу р. Джоджора, у южного подножия юго-западного отрога г. Халацай-хох село Кевселт. Прожив здесь продолжительное время, их род разросся и расселился. Потомки Исса, Мурту и Цъибо Качмазовых переселились в устье Кевселтком, а Коша Качмазова — в Чистский узкий проход. Так возникли еще два новых поселения Качмазовых. Первое было названо село Верх. Кевселт, а второе — село Чиста. Качмазовы перешли в бассейн р. Джоджора из села Верх. Зарамаг. Потомок зарамагца Кайтмазова Бисолтана, Тури, являлся родоначальником фамилии Туриевых. Впоследствии по имени его потомка Качмаза Туриевы стали именовать себя Качмазовыми. Отсюда и две их фамилии. В настоящее время только немногие Качмазовы продолжают именовать себя Туриевыми. Таким образом, в долине образовались еще эти две новые фамилии из рода зарамагца Кайтмазова Бисолтана.
Багаевы являются выходцами из села Тиб Мамисонского ущелья. В бассейне р. Джоджора они построили село Замтарет на террасах по обеим берегам р. Кламурайдон в двух км к востоку от села Ногкау. Потом один из замтаретских Багаевых, Алаг, выселился в устье Готойком. Там потомки его прожили десятки лет, а затем переселились в сел. Гулианта. Замтаретские Багаевы постепенно заселили и соседнее Кемультское ущелье. Кстати, сюда же через Зикарай-хохский перевал из Зруга переселились Козаевы, Хозиевы, Гусаловы, а из сел. Тиб Тедеевы. Следовательно, Багаевы в долине жили в двух селах.
Хубежовы, они же Хубецовы, на юго-восточном склоне Худисанраг, в двух км к востоку от села Замтарет, построили село Сынтбадан. В бассейне р. Джоджора они переселились из села Сахсат Нарского ущелья, где до 1970 г. жили их родичи — рвадалта. В наше время Хубежовы стали именовать себя Хубецовыми.
Караевы — они же Калаевы — являются выходцами из Закинского ущелья, где в селах Зригата, Байком, Зегта и др. жили их родичи до 1944 г. В бассейне р. Джоджора они поселились в селе Лет. В настоящее время Караевы начали именовать себя Калаевыми.
Габуевы построили село Тамаджин на правом берегу р. Джоджора, в двух км к западу от села Кевселт. Часть Габуевых потом выселилась в село Касагджин. До перехода в бассейн реки Джоджора они жили в селе Дагом Алагирского ущелья. Их однофамильцы живут в настоящее время в селе Бирагзанг Алагирского района Северной Осетии.
Жахоевы, они же Дзахоевы, перешли в бассейн р. Джоджора из села Карца Куртатинского ущелья. Вначале они поселились в верховье р. Морахдон, но потом выселились в село Касагджин. Их однофамильцы в настоящее время живут в селе Кадгарон Алагирского района Северной Осетии.
Козаевы — выходца из села Козатикау Зругского ущелья. В долине они поселились в селе Гулианта. Здесь жили долгое время, а потом перешли в село Коз (верховье р. Кведрула).
Позднее в бассейн р. Джоджора стали переселяться люди из некоторых районов Южной Осетии и других регионов Грузии.
Бестаевы переселились из села Гудис Цхинвальского района Южной Осетии. В бассейне р. Джоджора они образовали село Сембули на северном склоне Рачинского хребта, в двух км к западу от села Шеубан. В село Сембули от Бестаевых отделились потомки двух братьев — Божи и Булка. Потомки первого выселились в село Гулианта, второго — в Халиудоником.
Булкаевы , как отмечено выше, потомки Булка переселились в Халиудоником, расположенный на южном склоне Кведикомираг. Здесь они построили село, назвали его Булкатикау и начали именовать себя Булката — Булкаевыми. Так образовалась эта новая фамилия из рода Гудисских Бестаевых. Булкаевы потом выселились в Кахетию.
Гулдаевы, они же Гулдашвили, поселились в селе Лесор. Они являются выходцами из села Переви Шоропанского уезда (ныне Сачхерский район Грузии). Гулдаевы из села Лесор и Гулдашвили из села Переви считаются членами одного рода — арвадалта.